Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение муниципального образования «Город Архангельск»
«Детский сад № 132 «Алые паруса»
Проект
«Зимние гости»
(старшая группа)
Воспитатель: Щипунова Г.Л.
Архангельск
Проект«Зимние гости»
Вид проекта: информационно - творческий
Продолжительность проекта: краткосрочный (ноябрь, декабрь, январь)
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители воспитанников
Образовательные области: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Актуальность
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно, в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому, очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Птицы, окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, расширяя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Цель: формирование представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Задачи:
ü Расширять представления детей о жизни зимующих птиц.
ü Расширять представления о роли человека в жизни зимующих птиц.
ü Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.
ü Рассказать о кормах, используемых для подкормки птиц.
ü Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
ü Расширить представление воспитанников и родителей о видах кормушек, способах их изготовления из разного материала.
ü Организовать «Птичью столовую» на участке ДОУ.
Ожидаемый результат:
ü Дети смогут устанавливать связь между погодными изменениями в природе и прилетом птиц к кормушкам.
ü Дети научатся вести наблюдения за объектами природы.
ü Дети научатся различать зимующих птиц по внешнему виду.
ü Узнают о пользе птиц в природе.
ü Активное участие родителей в реализации проекта.
Этапы реализации проекта
1 Этап - подготовительный
ü Анкетирование родителей по проблеме
ü Изучение методической литературы по данной теме.
ü Обсуждение цели и задач с детьми, родителями
ü Создание необходимых условий для реализации проекта
2 этап - основной (практический)
ü Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
ü Заготовка корма для птиц.
ü Изготовление кормушек.
ü Подкормка и наблюдение за птицами.
ü Выставка детских работ.
ü Накопление методических материалов.
ü Подготовка рекомендаций по проблеме «Как изготовить кормушки?»
3 этап - заключительный
ü Организация «Птичьей столовой»
ü Проведение занятия «Знатоки зимующих птиц»
ü Участие в Международной акции «Кормушка для пичужки»
ü Презентация проекта на педагогическом совете
Итоги проекта
ü Заинтересованность детей совместно с родителями жизнью зимующих птиц возросла, появилось желание им помогать.
ü Дети активно проявили себя в творческих работах.
ü Возросли коммуникативные навыки.
ü Родители активно приняли участие в реализации проекта и изготовлении кормушек.
Организация реализации проекта с детьми
Познавательное развитие
ü экскурсия «К рябине»;
ü НОД: «Зимующие лесные птицы», «Зимние гости», «Кто заботится о птицах?», «Кто как проводит зиму в лесу», «Они остались зимовать, мы им будем помогать»;
ü викторина «Знатоки зимующих птиц»
ü наблюдение за поведением птиц во время кормления, ведение календаря наблюдения прилёта птиц к кормушке
ü домино «Зимующие птицы», лото «Птицы», «Найди такую же»
«Кто на кормушке?», «Сосчитай птиц»
Речевое развитие
ü составление описательного рассказа о зимующих птицах, придумывание загадок о птицах
ü художественная литература: В. Бианки «Сова», «Красная горка»; И.Тургенев «Воробей»; А. Барков «Голоса леса»; И.Поленов «Синичкины кладовки; А. Богдарин «Знакомые птицы»; А. Барто «Снегирь»; В.Чаплина «Птицы под нашим окном»
ü Загадки, стихи, поговорки.
ü дидактические игры: «Угадай птицу по описанию, «Меню птиц», «Собери картинку», «Четвёртый лишний»
Художественно - эстетическое развитие
ü аппликация «Зимующие птицы», «Прилетели снегири, вот их сколько - посмотри», оригами: «Ворона», «Голуби»
ü лепка «Воробьи на кормушке», «Синичка-невеличка»
ü рисование «Снегирь в рябиновом кафе»
ü Прослушивание аудиозаписи с голосами птиц
ü хороводная игра «Ворон»
ü песня «Воробушки на дереве»
ü танец «Снегири», «Сороки»
Социально - коммуникативное развитие
ü приготовление печенья для птиц
ü экскурсия в библиотеку: «Пернатые друзья»
Физическое развитие
ü подвижные игры: «Совушка - сова», «Воробушки и кот», «Снегири», «День-ночь», «Воробушки и автомобиль»
ü спортивное развлечение «Прыг - скок»
Организация реализации проекта с родителями
ü Анкетирование родителей «Что мы знаем о зимующих птицах?»
ü Обсуждение задач и плана реализации проекта
ü Создание альбома «Зимующие птицы»
ü Материал в родительском уголке «Советы по изготовлению кормушек», «Поможем птицам зимой», «Учите вместе с нами».
ü Памятка для родителей «Покормите птиц зимой»
ü Участие в конкурсе кормушек «Кормушка для пичужки»
ü Создание совместных рисунков «Зимующие птицы»
ü Разучивание с детьми стихов о зимующих птицах
Правила кормления птиц
Чтобы правильно кормить птиц, нужно соблюдать некоторые правила:
1. Во время подкормки птиц не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки.
2. Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время – птицы сами будут прилетать к месту кормления.
3. Кормить птиц регулярно, ежедневно. Нельзя подкармливать время от времени, в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить.
4. Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.