Брынских Ольга Владимировна
МКДОУ детский сад «Красная шапочка» р.п.Линево Искитимского района Новосибирской области
воспитатель
Тема: «Исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними, как основа формирования экологической культуры у дошкольников»
Цель: формировать экологическую культуру и представления у дошкольников через организацию опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
1)создать развивающую предметно-пространственную среду для обеспечения общения и совместной деятельности детей и взрослых в процессе опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ;
2)научить детей понимать, устанавливать причинно-следственные связи в живой и неживой природе опираясь на имеющиеся знания об окружающем мире;
3) сформировать познавательный интерес у детей в общении с природой, развивая компетенции детей в развитии любознательности ;
4)использовать новые формы сотрудничества с семьями воспитанников для развития компетенции в области экологической культуры.
Формирование основ экологической культуры – это осознанно правильное отношение к природе во всем ее разнообразии и к людям, охраняющим ее, создающим на ее основе материальные и духовные ценности. Поэтому в преддверии года Экологии следует напомнить обществу о возможностях повышения уровня развития компетенции в области экологической культуры.
С ранних лет ребенок начинает осмысленно познавать и анализировать окружающий мир. Потребность ребенка в новых впечатлениях, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.
Экологическое воспитание обладает богатейшими развивающими возможностями, поэтому объединив «Уголок природы» и «Детскую лабораторию», я организовала в групповом пространстве «Салон исследования и познания окружающего мира». В «салоне» позволяю воспитанникам перейти от простого экспериментирования к исследовательскому поведению, возможность дифференцировать восприятие в освоении сенсорных эталонов, категоризации объектов окружающей действительности, осваивать простые орудийные действия. Мотивация к исследованию объектов окружающей среды определяется мной через реализацию опытно-экспериментальной деятельности, получения интересующей информации, поэтому в соответствии с потребностями, интересами детей, в «салоне» появляется справочная литература, энциклопедии, схемы опытов, необходимые приборы и материалы, создаются картотеки экологических игр, опытов, различные виды календарей.
Знания, полученные в организованных экспериментах в виде ориентировочных действий, опробования нового материала, мы используем в: наблюдениях за растениями в фойе детского сада, оформляем выставки с работами детей по теме «Экологическая культура глазами детей», оформляем индивидуальные выставки детских и семейных рисунков, поделок. Развиваю бережное отношение у воспитанников к объектам окружающего мира через произведения музыки, литературы, живописи через сотрудничество со специалистами по художественно-эстетическому развитию.
Весной, летом и осенью на участке с лекарственными растениями, овощными культурами, полем нам предоставляется возможность наблюдать за ростом растений, ухаживать за посадками, которые мы выращиваем с детьми в группе в «огороде на окне».
Березовая роща, расположенная около дошкольного учреждения является хранителем растений занесенных в «Красную книгу». Мы изучаем различные способы сохранения и развития природного компонента родного края. Проводим природоохранные акции « Берегите природу», « Внимание! Здесь растут растения, занесенные в Красную книгу!». Создали свою «Красную книгу». Ведь для детей дошкольного возраста актуально эмоциональное переживание, связанное с процессом общения с природой, разнообразная деятельность в ее недрах.
Нужно развивать самостоятельную детскую деятельность, чтобы дети умели наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, анализировать, проводить аналогии, проявлять смекалку, приводить доказательства, добиваться поставленной цели. Способствуя положительному отношению к окружающей среде, в «салоне» можно рассказывать о своих достижениях. Используя репродуктивный, объяснительно – иллюстративный метод, метод проблемного изложения, эвристический, исследовательский помогают мне формировать экологическую культуру у детей. Методику «Ресурсный круг» я использую, чтобы научить дошкольников высказывать свое мнение, структурировать ответы, высказываться по предстоящему или проделанному опыту, эксперименту.
Использование метода «Системный оператор», который является составляющей технологии ТРИЗ, помогает мне исследовать с детьми различные объекты, изучать их строение, применение, употребление, раскрывать знания об экологической культуре исследуемых материалов, позволяет детям легко и быстро усваивать информацию, различные понятия, устанавливать связи между объектами живой и неживой природы.
В проектной деятельности я развиваю у детей способность наблюдать, экспериментировать, формирую готовность проявлять любознательность, интерес к причинно – следственным связям, готовность придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, через целостное представление о природе. Продуктом исследования окружающего мира, является моделирование изучаемых объектов, представленное нами в виде макетов «Этажи леса», «Лебединое озеро», «Зима в лесу», «Акваэкология», «Птицы в лесу», «Домашние животные».
Для сохранения партнерских отношений между родителями, детьми и детским садом мы приглашаем гостей в «Салон исследования и познания окружающего мира» рассказываем о способах организации поисково – исследовательской деятельности, проводим мастер-классы по проведению экспериментов на прогулке и дома. Предлагаем консультации, опросники, тематические родительские собрания «Поддержка инициативы детей в поисково-исследовательской деятельности», «Как помочь ребенку самостоятельно исследовать окружающий мир», «Любознательность, как готовность ребенка к успешному обучению».
Использование ИКТ , экологические акции «Сохраним здоровье нашей планеты», «Птицы наши друзья» помогают мне развивать детско – родительские отношения, позволяют повысить компетенцию и обогатить кругозор взрослых в области экологической культуры. Исследование объектов и экспериментирование с ними, помогает сформировать основы экологической культуры:
- воспитанники готовы проявлять любознательность, интерес к причинно-следственным связям;
- ребята могут самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- повысить потребность в развитии экологической культуры, чувствительность к природным объектам, идейность дошкольников;
- речевые умения дошкольников становятся более активными, ребята учатся строить свою речь более грамотно, задавать вопросы и логично отвечать на них;
- воспитанники учатся наблюдать, экспериментировать;
- налаживаются партнерские отношения между детьми и взрослыми, появляется потребность отстаивать свое мнение, разделять его с другими людьми;
- дети становятся компетентными в достижении цели при исследовании объектов окружающего мира;
- родители внимательнее относятся к просвещению себя в области экологической культуры;
- у детей формируются предпосылки экспериментирования в свободной деятельности, нестандартной ситуации.