Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

НОВЫЕ ДИПЛОМЫ

"СКАЗОЧНОЕ ЛЕТО"

№ 2346 Самоанализ по теме: «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста»

Опубликовано 12.04.2017

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №4 «Светлячок»

 

Самоанализ по теме:  «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста»

 

 

Вос-ль:  Степура Л.С.

                       Высшая квалификационная категория


 

Р.п. Чистоозёрное

20115г.

                                                         «Жизнь – это то, что люди больше всего

стараются сохранить и меньше всего берегут».

                                                                                         Ж. Де Лабрюйер

В современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастроф, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан – дошколят. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Чем старше дети, тем чаще родители оставляют их дома одних, отпускают гулять около дома на игровую площадку, а если живут рядом с какими-либо объектами социального обеспечения (магазин, аптека и т.д.), дают какие-либо поручения, и поэтому  проблема безопасности жизнедеятельности по праву становится главной. Как сберечь здоровье? Как помочь разобраться в  многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Наша задача состоит не только в том, чтобы оберегать  и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а  порой опасными жизненными ситуациями.  Работая с детьми,  замечаю, что дети стали не самостоятельными,   не умеют  принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Это проблема предоставляется настолько актуальной, что послужила мне  основанием для выбора темы по самообразованию:  «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста».

Обучение детей правилам безопасного поведения должно  проходить на всех этапах жизни человека, и я  начинаю эту работу  с дошкольного возраста, учитывая психологические основы развития ребенка:

  • происходит интенсивное освоение  мира как взаимосвязанного и взаимозависимого  ценностного мира природы, социума и человека;
  • идет процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирования основ безопасного поведения.

          Рано ожидать от дошкольников, чтобы они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение им нужно подсказывать. Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят  к возникновению травмоопасных ситуаций.

Исходя из этого, я определила следующие цели:

  • Ø формирование основ у детей дошкольного возраста по сохранению и укреплению здоровья;
  • Ø воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости – действовать.

         Нельзя упускать время! Наверстать его, потом будет трудно. Каждая наша недоработка, касающаяся вопросов личной безопасности ребенка, впоследствии может обернуться бедой. В связи с этим необходимо больше внимания уделять организации различных видов деятельности по приобретению детьми опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни. Пенелопа Лич и Пола Статмен в своих исследованиях отмечают, что преимущество дошкольников в обучении персональной  безопасности состоит в том, что дети любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем–то забываются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его.

Поэтому, для реализации целей определила    следующие  задачи:

1. Пополнить развивающую среду предметами, дидактическим материалом  для практического применения, исследования  их детьми.

2. Воспитать грамотного участника дорожного движения;

3. Развивать основы безопасности в природе;

4.Формировать у  дошкольников понятие – здоровье и  его безопасность в связи с правильным питанием.

5. Систематизировать знания детей о  безопасном поведении в быту.

   Реализацию данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляла с учетом основных принципов:

  • системности и последовательности (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже усвоенное в предыдущем);
  • доступности (усложнение материала с учетом возрастных особенностей детей);
  • включение детей в деятельность (игровую, познавательную, поисковую);
  • наглядности (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстрированный материал);
  • динамичности (интеграция задач в разные виды деятельности);
  • психологической комфортности (снятие стрессовых факторов).

 

Свою работу по воспитанию навыков безопасного поведения   у детей я начала с выявления уровня их знаний и интересов,  используя      - свободное общение с детьми: как избежать неприятности дома, на улице,  в транспорте, в лесу,  и др.; - различные виды игровой деятельности: сюжетно-ролевые, дидактические, развивающие, подвижные, игры-драматизации; - тренинги: «Я потерялся…», «Разговор по телефону», «Незнакомец за дверью», «Один дома» и др.;  - разбор проблемных ситуаций: «Что ты будешь делать, если постучались в дверь, зазвонил телефон, тебе предлагает конфетку незнакомая тетя?»,  «Как пользоваться  электроприборами»;  - обыгрывание проблемных ситуаций: «Зайка на дороге», «Помоги кукле перейти дорогу», «Чего не должно быть?»,  «Поездка в транспорте»,  «Безопасная прогулка», «Обитатели бабушкиного двора».

Образовательный процесс по формированию основ безопасной культуры  я строила на основе пункта  2.6.  ФГОС  ДО. Для реализации задач по формированию основ безопасности у детей дошкольного возраста, я использовала основную образовательную программу «Детство» (авторы О.В. Акулова, Т.И.Бабаева и др.);  парциальную программу  «Безопасность» и рабочие тетради к ней (авторы Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина); учебные пособия «Здравствуй мир!» под А.А.Вахрушева и «ОБЖ для дошкольников» Т.П. Гарнышевой,  «Уроки Мойдодыра»,  автор Г.К. Зайцев.  Также использовала материалы периодических  изданий: журналов «Ребёнок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Дошкольное образование», «Здоровье дошкольника».  В  детском  саду  создана  хорошая  материально  -  техническая  база.  В своей  работе  я  применяю    мультимедийное  оборудование,  технические  средства обучения, овладела компьютером, Интернетом.

В ходе  свободного общения с детьми, игр различного характера, рассматривания соответствующих иллюстраций выяснила, что познания безопасности у них на  среднем уровне. Анкетирование родителей также показало, что всерьёз проблемой безопасности своих детей они, не озадачены.

Разработала комплексно-тематический план по основам безопасности жизнедеятельности и привитию навыков здорового образа жизни, который состоял из блоков «Помоги себе сам» и включал цикл мини проектов: «Витамины на грядке», «Чистота залог здоровья», «Опасный петушок», «Зелёный огонёк»», «Если хочешь быть здоров». Согласно интересам детей он дорабатывался, что привело к разработке других блоков «Если дома я один», «В гостях у светофора», «Береги своё здоровье», «Огонь – друг или враг»  для старших детей. В него вошли темы: «Опасность подстерегает», «Опасные предметы», «Школа пешехода», «Пешеход на улице», «Сохрани своё здоровье», «Витамины укрепляют организм», «От маленькой искры большие пожары», «Его величество ток». Каждый блок заканчивался интересным мероприятием: развлечением «Пешеход на улице», «Вечер загадок», выставкой «Это я, это я, это вся моя семья». Театрализованным представлением  «Теремок», «Кошкин дом», «Колобок» (на новый лад). Детскими презентациями «Пожарная безопасность», «Умный светофор», «Ребёнок и незнакомец», «Здоровый образ жизни», «Искру туши до пожара».

Я считаю, что предметно-развивающая пространственная среда стимулирует развитие познавательности, инициативности. В ней ребёнок реализует свои способности. Для того чтобы ввести правила, с которыми дошкольники познакомились в процессе непосредственно организованной деятельности, целевых экскурсий, совместной деятельности воспитателя с детьми (беседы, тренинги, обыгрывание ситуаций, чтение художественной литературы, просмотра мультимедийных презентаций, игровой деятельности) в жизнь, тренировать их в умении применять эти правила, организовала в групповой комнате уголок безопасности.  Здесь находится следующий материал:

- макет «Улица нашего посёлка»;  в процессе изготовления макета, дети могли закрепить знания  и о дорожных знаках, и о перекрестке, как части дороги,  и о разных видах наземного транспорта. За участие в III Всероссийском творческом конкурсе «Мир творчества» получила   диплом.

 

- пособия для сюжетно-ролевых игр: «Автобус», «Спасатели», «Заправочная станция», «Мы пожарные» «Инспектор ДПС», «Пешеходы», «В гости», «Мы пассажиры», «Шофёры», «Служба спасения», «Знакомые, родные, незнакомец», «Скорая помощь», «Регулировщик», «Столовая», «Магазин», «Путешествие в лес», «Кафе», «Поликлиника».   

 

- альбомы «Здоровый малыш», « Если малыш поранился», «Не играй с   огнём»,  «Азбука пешехода»;   «Ядовитые  растения», «Что нельзя приносить в детский сад», «Это знать необходимо»,  «опасные ситуации в жизни детей» в рисунках, «Собака верный друг»; 

- современные плакаты «Внимание, терроризм!», «Если ты потерялся на улице», «Будь здоров!», «Правила дорожного движения», «Пожарная безопасность»,   (они всегда у детей перед глазами, их легко запомнить, неоднократно рассматривая и повторяя изображённые на них правила); раскраски, энциклопедии; сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;     

- наглядно-демонстрационный материал «Азбука пешехода»,  «Азбука безопасности на природе»,  «Азбука велосипедиста», «детям о пожаре» картин отражающих нарушение правил дорожного движения и образцов правильного поведения на дорогах, в лесу, дома, чтобы  рассматривая, дети могли сравнивать, утверждаться в своих знаниях;

- игротека, которая содержит дидактические игры: «Опасно - не опасно», «Назови одним словом»; развивающие настольно-печатные игры: «Пирамида здоровья», «Лото пешехода», «Путешествие по сказкам», «Город машин», лото «Разложи картинки по порядку», «Что необходимо пожарному?», «Дорожные знаки», «Гонки», «Собери дорожный знак», «Кто вперёд», «Кто, где живёт?», «Составь животное», «Опасные предметы», «Домашние животные».   Словесные игры: «добрые и плохие поступки», «Угадай по признаку»,  «Умники и умницы», «Опасные – неопасные растения», «Кто лишний»,  «Полезные – не полезные продукты».

  Решая вышестоящие задачи, насыщая групповое пространство, я позаботилась о том, чтобы дети могли удовлетворить свои потребности в познании,  в движении, в общении, чтобы каждый ребёнок смог заниматься своим любимым делом. С этой целью я оформила   уголок по правилам дорожного движения: «Путешествие в страну ПДД». Здесь мной накоплен и систематизирован разнообразный практический материал с активизирующим игровым и дидактическим материалом. По пожарной безопасности оформила уголок «Тили - бом, загорелся Кошкин дом», «Противопожарный щит».  Участвуя в смотре-конкурсе «Моя безопасность» в нашем детском саду, наша группа заняла первое место, за что была награждена   Дипломом МКДОУ.   Рядом расположен книжный уголок, где находятся произведения разных жанров, любимые детские иллюстративные книгилюбимых писателей, которые служат примером для детей (С.Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», К.И Чуковский «Мойдодыр», «Доктор Айболит», С.Михалков «Светофор», «Дядя Стёпа», Е Хоринский «Спички – невелички», Н. Носов «Мишкина каша», М. Кривич «Где работает огонь», Г. Остер «Вредные советы»). Сказки, в которых сказочные персонажи попадают в опасные ситуации («Волк и семеро козлят», «Колобок», «Три поросёнка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).   У меня сложилась своя позиция: «Ни одного дня без книги!» Мы здесь читаем, рассматриваем иллюстрации, беседуем по их содержанию. Прежде всего, я обращаю внимание детей на внешность персонажа, его действия, поступки. Они переживают за всё, что происходит с героем: радуются победе положительного героя, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом. Через книгу я учу детей быть самостоятельными, ответственными. Книга помогает детям почувствовать то, что затруднительно и невозможно для них  в повседневной жизни.        

Всем   известно,  каким  сложным  и   подчас  противоречивым   бывает поведение маленького ребёнка в природной среде: имея самые добрые намерения, дети, тем не менее, совершают отрицательные поступки (рвут не известные им растения,  мучают - «ласкают» котёнка, собаку и прочее) Не подозревая, чем это может закончиться?   Возникла проблема: Как сделать, чтобы эмоциональное, но часто внешнее, ситуативное отношение к природе переросло глубокое нравственно-эстетическое чувство, что бы любовь к живому было осознанной. Как  воспитать  у детей  интерес к разным представителям животного мира? И в тоже время научить детей понимать состояние и поведение животных: знать, как обращаться с ними. Как обезопасить себя? И какая опасность подстерегает детей? Для решения этой проблемы разработала творческий проект: «Как у нашего кота». Этот проект дал возможность детям  совместно с родителями  оформить выставку поделок «Котёнок» появился альбом «Кошки разные нужны». Родители вместе с детьми придумали небольшие рассказы, сказки, стихи о своих питомцах  «Моё любимое животное».  У детей сформировались навыки правильного поведения во время встречи с бездомным животным и домашними. Дети показали сказку на фланелиграфе «Тили – бом, тили – бом, загорелся Кошкин дом». Выступила на педсовете МКДОУ детского сада «Светлячок» с обобщением опыта и предоставила презентацию творческого проекта «Как у нашего кота

 Через наблюдения,  рассматривания, свободного общения дети  узнали о том, что ухудшение экологических условий сказывается на человеке и на живой природе: нельзя бездумно уничтожать леса, истреблять зверей, птиц, по сохранению и  улучшению окружающей среды. Познакомила детей с проблемами загрязнения окружающей среды. Организовала опыты с лупой, фильтрами для наглядной демонстрации того,  что содержится в воде. (Приложение)Это способствует формированию чувства брезгливости к «грязной» воде.   На примере сказки «Сестрица Алёнушка  и братец Иванушка» показала, что нельзя пить некипячёную воду, что это может привести к инфекционным заболеваниям. Использовала картинки для ознакомления с ядовитыми растениями, грибами. Дети вместе с родителями зарисовали одно растения и создали альбом «Ядовитые растения». Для закрепления использовала настольные игры-классификации: «Грибы», «Ягоды», «Растения», игры с мячом  «Съедобное - несъедобное», «Отгадай». 

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья воспитанников. Поэтому  очень важным является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью  приобщения к здоровому образу жизни.  В своей работе с детьми использую различные формы организации физической активности: утреннюю разминку,  подвижные игры в помещении и на воздухе, физкультминутки, спортивные игры и развлечения (совместно с инструктором). В свободном общении с детьми рассказывала  о профилактике заболеваний на примере сказочных персонажей: воздушных и  солнечных ваннах (как хорошо погреться на солнышке, как приятно дышать свежим, чистым воздухом). После дневного сна провожу закаливающие процедуры, дыхательную гимнастику, побудки. Целый блок  мероприятий был посвящён ознакомлению детей строением организма, закреплению навыков личной гигиены, о роли лекарств, витаминов. Детям нравиться играть в сюжетно-ролевые игры «Больница», «Скорая помощь». Дети с удовольствием: слушают сердце, дыхание, мерить температуру, назначать больному   «лечение», напоминаю детям о хрупкости нашего организма.  Дети усвоили, что необходимо чистить зубы, мыть руки, не грызть ногти, чтобы в организм не попали микробы, нельзя чихать на окружающих, чтобы не заразить их. После чтения детям стихотворение «Я прививок не боюсь» выяснилось, что дети перестали бояться идти к врачу, особенно к зубному. Наблюдая за детьми в самостоятельной деятельности, очень радует то, что дети с желанием изучают правила безопасности и зачастую сами подсказывают темы следующих занятий.  На уровне МКДОУ детского сада  по обобщению и распространению педагогического опыта провела с детьми старшей группы   непосредственно образовательную деятельность «Помощь здоровячкам».  Дети закрепили представления о значении питания в жизни человека, о полезных и вредных продуктах. Уточнили навыки правильного приёма пищи, правила сохранения здоровых зубов. Мои воспитанники вместе с родителями приняли  активное  участие в конкурсе - на лучшею стенгазету «Я выбираю здоровый образ жизни».   От детского сада получили грамоты и сладкие призы.

Итог диагностики и анкетирования, близкое соседство детского сада с транспортным движением позволило определить приоритетное направление в работе – это «Ребёнок и улица».  Формирование навыков  безопасного поведения у детей  на улицах,  познавательных и творческих способностей помогает интегрированный  метод обучения  - метод  проектной деятельности. Мною был разработан и реализован  исследовательско-творческий   проект «Зелёный огонёк».

Цель проекта:  Формирование  у дошкольников умений и навыков  безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.

 Задачи проекта:

  • Обогащение и уточнение знаний детей о правилах дорожного движения;
  • Формирование  навыков  безопасного поведения на улицах и дорогах поселка и понимания необходимости соблюдения правил дорожного движения;
  • Обучение умению наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, ориентироваться в ближайшем пространственном окружении;
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  • Вовлечение родителей в процесс реализации данного проекта.

 Мною были продуманы вопросы, направляющие проект. Основополагающий вопрос – как стать дисциплинированным пешеходом?  Проблемные вопросы - Что такое улица? Почему она шумит?  Для чего существуют правила дорожного движения? Где пересекаются улицы? Для чего нужен лежачий полицейский?  Поисковые вопросы, - какой транспорт был первым? Почему зимой на улице надо быть особенно внимательным и осторожным?  Для чего нужно знать правила дорожного движения? Что такое перекрёсток?

С целью обогащения  опыта детей я проводила целевые прогулки: по улицам посёлка. Во время наблюдения обращали  внимание детей на то, как переходят дети дорогу через  пешеходный  переход? Знакомила детей с правилами поведения на улицах посёлка. Беседы о правилах дорожного движения; объясняла, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах: беседа с детьми о том, часто ли они бывают на улице, названия каких машин знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре.  Всё осуществлялось через внесение наглядного материала, рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты. Разыгрывали с детьми ситуации правильного и неправильного поведения на улице. Придумывали игры на сюжеты, отражающие работу ГИБДД. Знакомила детей с правилами поведения в транспорте через игровую деятельность и настольные игры, сюжетно-ролевые.  Так же обращали внимание на разные погодные условия, из-за которых может произойти дорожно-транспортное происшествие (гололёд, дождь, туман).   Представления, полученные на целевых прогулках, закрепляли с детьми в процессе организованной образовательной деятельности: «Приключение колобка на дороге», «Буратино!  Знаки дорожные помни всегда», «Незнайка, заучи закон простой: красный стой, жёлтый приготовься,  зелёный иди».

 Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи использовала различные методы и приёмы по знакомству с правилами безопасного поведения: рассматривания картин и иллюстраций; разучивание стихотворений; составление описательных рассказов по картине, из личного опыта.  Дети познакомились с  основными понятиями дорожного «словаря».  Непосредственно образовательную деятельность   по продуктивной деятельности  старалась выполнять  индивидуальные и коллективные работы соответствующей  тематики.  Моделировали с различными материалами: цветная бумага, картон, коробочки разного размера, пластилин, краски, фломастеры, цветные карандаши. В конструктивной деятельности предлагала детям строительный материал, при помощи которого строили перекрёсток, различные здания, транспорт, дороги к ним прилежащие станции и мастерские с использованием цветных флажков или светофора. На улице подобным образом играли в песке: строили из песка дороги, катали машины, ставили постовых на дорогах, чтобы следить  за порядком, за соблюдением правил.  На занятиях по развитию элементарных математических представлений создавала  условия для освоения правил уличного движения,  связанных с дифференцированием пространственных направлений (по какой стороне тротуара  надо ходить, как обходить стоящий транспорт, где переходить улицу) учила пользоваться моделью   «перекрёсток», ориентироваться  по плану. Поделилась опытом среди педагогов детского сада «Светлячок» непосредственно образовательной деятельностью в игровой форме «Город сказок проводила с детьми беседы («Осторожно улица», «Светофор и его сигналы», «Как вести себя на улице и в транспорте?», «Кто управляет дорогой?», «Какие правила дорожного движения вы знаете?»).  Планировала игровые упражнения («составь дорожный знак из частей», «Поезд», «Можно - нельзя, правильно – неправильно»).  Проводила викторины («Пешеход на улице», «Это я это я, это вся моя семья», «вечер загадок»).  Конкурсы («Хорошо ли вы знаете ПДД»)  с целью выявления имеющихся знаний и представлений детей, по которым необходимо проводить в  дальнейшем  обучение.    Работу по воспитанию навыков безопасного поведения детей на дороге проводила планово, систематически, постоянно.  Старалась охватить все виды деятельности с тем, чтобы полученные  знания ребёнок  пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. 

Я считаю, в течение всей работы  мне удалось  донести до каждого ребёнка, что каждый участник дорожного движения, и  взрослый и ребёнок, обязан выполнять установленные правила, а так же сформировала у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.

Результатом реализованных мероприятий стало то, что:

  • Наши дети стали более внимательны на улице, на дорогах;
  •  У них сформировались первичные представления о правилах дорожного движения;
  • Дети научились применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках, в повседневной жизни;
  • В группе создана развивающая предметно-пространственная среда;
  • Активное участие в формировании у дошкольников умений и навыков  безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде приняли родители, что повышает качество реализации образовательного процесса ДОУ

Презентацию проекта в соответствии с требованием ФГОС провела в игровой форме «Путешествие в город дорожных знаков. За обобщение и распространения педагогического опыта в рамках районного методического объединения получила «Сертификат» за проведение НОД «Дорожные знаки помни всегда».  Приняла участие в Районной конференции исследовательских работ «Первые шаги в науку», получила «Сертификат» за исследовательский творческий проект «Зелёный огонёк». Мои воспитанники за участие в конкурсе «Рисунок»: «Мой любимый светофор», «Дорога домой», «Это я, это я, это вся моя семья». Получили дипломы общероссийского конкурса «Цветущая фантазия»

 Одно из важных направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ считаю работу с родителями воспитанников, ведь семья и детский сад – два воспитательных института, каждый из которых обладает своим особым содержанием и даёт ребёнку определённый социальный опыт. Только во взаимодействии с друг с другом мы можем создать оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир, выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице, дома, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку.  Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых. Цель моей работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный  уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг знаний, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.

Для этого я широко использую следующие формы работы с семьёй:   наглядную информацию на стендах для родителей: «Сделай поездки ребёнка безопасными», «Правила на всю жизнь», «Огонь-друг и враг человека».    Консультации  «Пять ступеней к безопасности вашего ребёнка», «Как уберечься от пожаров», «Полезные ягоды». Памятки для родителей «Праздник без последствий», «Автомобильные кресла для детей».   Составление альбомов вместе с родителями «Комнатные растения», «Опасные  растения», «Грибы съедобные – несъедобные», «Не играй с огнём», «Красный, жёлтый, зелёный», «новые дорожные знаки глазами детей». В которые вошли рисунки, загадки, стихи, фотографии. Семинары практикумы, на которых родителей знакомлю с объёмом предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения, пожар – это не шутка, здоровья ребёнка и т.д.). Для родителей моими детьми были предоставлены две сказки драматизации «Кошкин дом», «Колобок» (на новый лад).   На собраниях, в беседах, и консультациях подчеркивала моральную ответственность родителей за безопасность их детей. Нацеливала на необходимость формирования основ безопасности у их детей в тесном контакте с воспитателями. Разъясняла эффективность единых мнений и требований. Самое главное преимущество у  дошкольников в обучении личной безопасности состоит в том, что они любят правила. Фактически они полагаются на правила. Когда родители забывают или слегка отклоняются от правила, установленного для ребенка, он напоминает о нем и заставляет ему следовать. Большинство детей обожают действовать по правилам; особенно им нравится повторять: "Моя мама сказала..." или "Мой папа сделал так...". Я часто замечала, как дети напоминают о правилах взрослым родным. Это дисциплинирует и самих родителей – ведь они пример, авторитетный пример своим детям. Тогда и привычка правильно ходить по улице, вести себя дома, в природе и т.д. станет у детей нормой поведения. А что может быть дороже здоровья и безопасности родного ребенка?!

Воспитание безопасности – непрерывный, систематический, последовательный процесс, начинающийся в раннем возрасте. Как сказал К.Д. Ушинский: «Всё, что усваивается человеком в последствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы»

 В данный момент, работая с детьми старшего возраста, я продолжаю работу по формированию навыков безопасного поведения  на дороге, в быту, социуме.  Способствую формированию привычки к здоровому образу жизни, соблюдения режима, выполнения утренней гимнастики, воспитания культурно-гигиенических навыков и предлагаю, увидеть следующие результаты к выпуску  ребёнка в школу:

ребёнок будет:

- иметь представление о том, что такое безопасное поведение, понимать, как вести себя в отдельных опасных ситуациях в быту, на улице, в природе;

- соблюдать правила безопасного поведения в подвижных играх;

- правильно пользоваться потенциально опасными бытовыми предметами под присмотром взрослого;

- в совместной деятельности с детьми в детском саду и на улице соблюдать правила безопасности поведения, учитывая настроения, эмоциональное и физическое состояние партнёров по совместной деятельности.

    Используя метод наблюдения, свободное общения с детьми, беседы, результаты продуктивной деятельности,  я пришла к выводу:   улучшение показателей в группе обусловлено использованием предложенной системы работы с дошкольниками по формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста. Стабильная, систематическая работа в данном направлении  позволила повысить уровень у детей навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях.

       Проанализировав программу « Детство» и   парциальную программу  «Безопасность».        Я пришла к  выводу, что работу  по формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста нужно вести более углублённо.    Я разработала  план кружка «Будь, осторожен!» для детей 5-6 лет.

 Цель:  воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за своё поведение, умение правильно реагировать в различных жизненных, в том числе опасных и экстремальных  ситуациях.

Учитывая новые «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (СанПиН 2.4.1.2660-10) , периодичность занятия кружка – 1 раз в неделю, с группой детей 7-8 человек. Продолжительность занятий 25 минут. В систему работы включены занимательные беседы, практика, чтение сказок из серии «Безопасность

В результате постоянной, кропотливой работы дети обрели определённую возрастную основу по основам безопасности жизнедеятельности в различных сферах. Они более осознанно  стали относиться к своим действиям, действиям других людей. Изменилось отношение к своему здоровью. Больше стали задумываться о здоровом и безопасном образе жизни своей семьи, о необходимости его соблюдения не только в детском саду, но и дома.    Постепенно дети смогли понять, что мир — разный, что есть в нём и добро, и зло и, что от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадёшь, как выбраться из сложившихся обстоятельств, чтоб вернуться домой целым и невредимым.  Я считаю, что раннее  включение  ребёнка в ситуации осознанного проживания опасных ситуаций, вооружение необходимыми знаниями по распознанию опасности и умениями  выйти из неё с наименьшим вредом  для себя и своего здоровья и в конечном результате помогут сберечь жизнь и здоровье маленьких граждан России.

Своим опытом работы по безопасности поделилась  с коллегами  - выступила с обобщением  «Система работы с детьми по ознакомлению правилами уличного движения», также на сайте детского сада «Светлячок».  Приняла участие в районном конкурсе «Лучшее электронное портфолио педагога», была награждена дипломом за 2 место, получила Сертификат за обобщение опыта работы на районном уровне.

Воспитывать детей – ответственная, трудная и кропотливая работа, требующая больших усилий, душевных затрат, терпения. Поэтому я систематически повышаю свой профессиональный уровень, педагогическое мастерство. В 2014 году прошла дистанционное  обучение на курсах повышения квалификации АНО «Санкт – петербургский центр дополнительного  профессионального образования». По теме: «Здоровье сберегающие технологии в образовательном – воспитательном процессе дошкольных образовательных учреждений соответствии с ФГОС». В октябре 2015 года аттестовалась на высшую квалификационную категорию.